Люди всегда искали выход к морю , используя внутренние водные пути. По найденным водным путям перевозили различные грузы, пассажиров . В настоящее время , для перевозки грузов, пассажиров по внутренним водам Беларуси используется не более 2 тысяч километров : по Днепру -390 км , Припяти -360 км , Березине— 300 км , Сожу -290 км , Западной Двине — 190 км , Днепровско –Бугскому каналу — 90 км., Неману — 90 км, Мухавцу — 60 км , Пине — 40 км , Августовскому каналу — 20 км , Горыни -14 км, Микашевичскому каналу — 6 км , Свислочи — 5 км , Туровскому затону -1,5 км.
Всего один водный путь Беларуси (Брест-Херсон) имеет международное значение — это водный путь с выходом в Черное море . На этом пути расположены крупные города Беларуси и Украины : Брест ( около 400 тысяч жителей)
( https://vsor.by/put-9/) , Кобрин (более 60 тысяч),Пинск (более 100 тысяч),Мозырь (более 100 тысяч),Киев (около 3 миллионов),Черкассы (около 300 тысяч), Кременчуг (200 тысяч),Каменское (около 250 тысяч), Днепр ( 1 миллион),Запорожье (750 тысяч),Энергодар (50 тысяч), Никополь (более 100 тысяч), Херсон (около 300 тысяч).
Этот водный маршрут реализован благодаря искусственному Днепровско-Бугскому каналу ( ширина — 40 метров , глубина — 2 метра ). Для поддержания уровня воды в Днепровско-Бугском канале используются шлюзы . С 2017 года ( на этом международном водном пути) начал курсировать и круизный (построенный в Беларуси) теплоход « Белая Русь». Строили корабль на Пинском судостроительно-ремонтном заводе по проекту разработанному в «Белсудопроекте». В круиз, на теплоходе «Белая Русь», включены экскурсии : в Бресте, Беловежской пуще, Кобрине, Пинске, Турове, Наровле.
Природа этих мест ( среднего Полесья) уникальна : река Припять богата рыбой, 70% всех гнездящихся видов птиц Беларуси находятся на этой территории (скопления до 200 тыс. особей) . крупнейшие в Беларуси места размножения бобра и выдры. Всего на теплоходе «Белая Русь» — 16 кают , вместимостью — 34 пассажира. «Прописан» теплоход «Белая Русь» к порту в городе Мозырь. Вообще в Беларуси речные порты есть в городах : Бобруйск, Брест, Гомель, Микашевичи, Могилев , Мозырь, Пинск, Речица, Гродно, Витебск (https://vsor.by/gor-9/)
В последние годы реки Беларуси мелеют : понизились грунтовые воды , осушаются болотные массивы , климат стал теплее. Очень сильно обмелели реки Березина и Неман ( появились протяженные участки : глубина рек стала меньше 1,2 метра) . В связи с этим в г. Бобруйск перестал ходить прогулочный теплоход «Мечта» , а порт в Могилеве переведен в разряд технического участка.
Прогулочных теплоходов , рассчитанных на перевозку пассажиров, в Беларуси осталось немного :
1. В Витебске по реке Западная Двина можно проплыть на теплоходах «Витебск» и «Северная столица». Вместимость теплохода «Витебск» — 50 человек, «Северная столица» — 80 человек.
2. В Гомеле прогуляться можно (по реке Сож) на теплоходе «Гомель» . Вместимость судна — 243 пассажира.
3. В Гродно курсируют два теплохода : «Неман» и «Ольга Соломова» Один ходит по Неману, а другой — по Августовскому каналу.
4. В Могилеве — теплоход «Могилев».
5. В Пинске — теплоход «Пинск» . Вместимость судна — 243 пассажира.
6. В Бресте — теплоход «Гродно» и теплоход клуба юных моряков «Орион».
7. В Минске ( по «Минскому морю «) ходит теплоход MAJOR , а по Комсомольскому озеру — теплоход «Свислочь».
8. Прогулочный теплоход «Полонез» курсирует по Выгонощанскому озеру.
Другие виды перевозочной деятельности обеспечиваются буксирными теплоходами , баржами, нефтеналивными и другими судами.
Специалистов для речного флота Беларуси готовят в Гомельском колледже речного флота.