Ниже приведена схема пуска , реверса , защиты асинхронного 3-х фазного электродвигателя.
Перегрев двигателя может вызвать «потеря фазы», токовые перегрузки .От перегрева двигатель защитит реле РТ1 (биметаллическая пластина при нагревании размыкает н.з.-контакты теплового реле). Замыкающий контакт кнопки «Пуск» обеспечивает включение пускателя K1 и вращение двигателя вперёд. Замыкающий контакт кнопки «Реверс» обеспечивает включение пускателя K2 и вращение двигателя в обратном направлении. Для сигнализации режимов направления вращения используются лампы: Пуск и Реверс. Полное отключение осуществляется пакетным выключателем П. Триггерный эффект устраняется нормально замкнутыми контактами пускателей (н.з. К1 и н.з. К2).
Выбор элементов схемы :
Допустим ,что нужно подобрать элементы приведенной схемы, для запуска электродвигателя 4А71А46У2. У других электродвигателей другие параметры . Для электродвигателя 4А71А46У2 параметры следующие :
Для начала необходимо вычислить номинальный ток двигателя :
Из таблицы видно : Pном.=0,55 КВТ=550 Вт. , Uном.=380В., cos ϕ = 0,7, к.п.д= 0,705.
Тогда
Для расчета пускового тока двигателя нужно Iном умножить на 4,5.
Теперь, зная номинальный и пусковой ток двигателя, подбираем магнитные пускатели К1 и К2. При подборе должны выполняться условия :
1. I ном.магн.пуск.> I ном.двигателя. (номинальный ток магнитного пускателя должен быть больше номинального тока двигателя). Т.е . I ном.магн.пуск. должен быть > 1,69А.
2. I пред.м.п > I пред.двиг. (предельный включаемый ток магнитного пускателя должен быть больше предельного тока двигателя) . Т.е. I пред.м.п должен быть более 7,605А.
Подбор теплового реле.
В случае витковых замыканий в обмотках, протекает ток превышающий допустимое значение на 20 — 50 % . В таком случае происходит перегрев обмоток и выход из строя электродвигателя . Преждевременный выход из строя электродвигателя (от перегрева обмоток ) защитит тепловое реле. Для теплового реле максимально допустимым током является номинальный ток теплового реле. Нагревательный элемент (биметалл) теплового реле выбирается по номинальной мощности в зависимости от температуры.
,где Iн.э (ток нагревательного элемента) . I ном. двигателя.= 1.69А. Выберем температуру срабатывания (пусть t=350C). Тогда сама биметаллическую вставка вычисляется по формуле : Iуст = 0,845 Iн.э .После подсчета Iуст , получим ,примерно, Iуст = 1,45 А.
Подбор предохранителей.
Предохранители выбираются из условия ,чтобы Iп.в.ном.>0,4*Iпуск.дв.,где
Iп.в.ном.- номинальный ток плавкой вставки предохранителя.
Найдем : Iп.в.ном > 0,4×7,605А =3,042 А.