Под ВЭД понимается :
1. Экспорт (Э) – вывоз товара, услуг за пределы страны.
2. Импорт (И) – ввоз иностранных товаров, услуг на территорию страны .
3. Внешнеторговый оборот– суммарный объем Э и И в стоимостном выражении (ВТО=Э+И).
4. Сальдо внешнеторгового баланса– разность между Э и И товаров в стоимостном выражении (стремиться,чтобы ВТБ=Э-И > 0).
5. Географическое распределение Э и И (по континентам, регионам, странам).
6. Товарная структура Э и И –отдельные виды товаров,услуг в объеме экспорта или импорта.
В настоящее время известно ,что лидерами ( продажи товаров на экспорт) являются : Китай с ( 9,6% мирового экспорта товаров),Германия (2-е место), США (3-е место), Япония (4-е место) , Нидерланды (5-е место), Франция (6-е место).
А вот лидеры ( продаж услуг на экспорт) расположились иначе : США (1-ое место) , Великобритания (2-е место), Германия (3-е место) , Франция (4-е место), Китай (5-ое место).
Очевидно , что продажа услуг на экспорт ( научных услуг, образования ,туризма, электронной торговли ,услуг связи, энергетики) очень важны . Нельзя продать те услуги, которые не несут в себе передовые технологии для человечества. Передовые технологии стоят и всегда стоили очень дорого.
Страны (лидеры продаж услуг) всегда контролировали и определяли ход развития человечества. Они первыми внедряли новые технологии, строили предприятия « под ключ « для других государств , инвестировали (продвигали) свои технологии .
Меня, как и любого взрослого жителя Беларуси, беспокоит нынешняя экономическая политика в стране : возможен ли значительный рост продажи услуг на экспорт в Беларуси ? Сможет ли Беларусь (в ближайшем будущем) попасть в 20-ку государств по продаже услуг на экспорт? На мой взгляд — нет .
И для такого взгляда есть основания : внешнеэкономической деятельностью в Беларуси занимаются МИД (с участием отраслевых министерств) , концерны , облисполкомы. Основной доход во внешнеэкономической деятельности Беларусь получает от продажи товаров : нефтепродуктов, калийных удобрений , молочных продуктов . Причем сырье (не готовый продукт), в структуре экспорта товаров , составляет 40% . А из 100% экспорта товаров 72% экспорта товаров приходится всего на пять стран (основных торговых партнеров Беларуси). То есть продажа белорусского товара и сырья на внешний рынок почти полностью зависит от состояния экономик этих 5 стран.
А что же с продажей услуг на экспорт ?
Они малы и практически незаметны . Да и этот мизер не являются заслугой государства (МИД ,концернов , университетов, академии наук, облисполкомов.). В основном это заслуга неординарных и творческих личностей ,которых с каждым годом в стране становиться меньше (эмигрируют). Почему?
Вероятно это ошибки в стратегии развития страны, ошибки во взаимодействии между народом и властью. И это ,уже совсем, другие темы разговоров.