Государство — это не набор институтов.

                   Численность населения  Республики Беларусь на 2023 год, составила 9,4 млн. человек ( за 33 года потеря в 1 миллион). Причем в крупных городах , таких как Минск (1975 т.ч.) Гомель(508 т.ч), Витебск(362 т.ч),Могилев (357 т.ч), Гродно(356 т.ч), Брест(345 т.ч), Бобруйск,(218 т.ч), Барановичи(179 т.ч), Борисов(143 т.ч), Пинск (138 т.ч), Орша(116 т.ч), Мозырь(112 т.ч), Новополоцк(108 т.ч), Солигорск(107 т.ч), Лида(101 т.ч), проживает 60% населения страны.
 
 
    Вышеперечисленные города играют основную роль в реализации принципа многовекторности в международном сотрудничестве . 30 лет страна выстраивала экономику , с ориентаций и интеграцией на Запад, Россию, Восток , улучшая условия доступа белорусских товаров и услуг. Год за годом ВВП страны прирастал (2,5% в 2017 г., 3,1 % в 2018 г. 1,4% в 2019 г), но вот 2020 год внес колоссальные изменения в ВВП — ушел в минус (-0,9%).
         Почему показатель, представляющий собой рыночную стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в стране за год всеми производителями, ушел в минус?
            В стране происходило крупнейшее противостояние в борьбе за власть. Вертикаль власти , надеюсь, поняла (не формально), что государство — это не набор институтов, а система отношений между обществом и властью. Поэтому парламент обязан стать противовесом вертикали.
            Противовес заставит принимать оптимальные решения .Только в таких рамках общество способно достичь потрясающий результат. Без настоящей конкуренции людей (без реального наполнения парламента людьми с блестящим человеческим капиталом)противовесный парламент сформировать невозможно.
 
 
               Если этого не сделать ,то будет продолжено( в первую очередь) одобрение проектов от приближенных (передел собственности ссылка: https://vsor.by/ek-2/ ), или другие крайности, типа «…прошерстить пузатых буржуев…». И то и другое вредно для общества, поэтому ( при действительно противовесным парламенте) такие «алгоритмы» действий и Министерству экономики и другим министерствам поручаться не будут . Важность и решение поставленных задач стоят весома весомые ,поэтому нельзя ошибаться в правильности и распределении бюджета по отраслям. Ошибки в стратегических направлениях распределения приведут к тому ,что к 2035 году:
1. Беларусь не войдет в число первых 10 стран рейтинга индекса экономики знаний. (а такая задача стоит).
2. Система образования не сможет адаптироваться к новым компетенциям работников.
3. Будет продолжаться эгоизм по разделу общественной собственности старо-новым классом .
4. Динамика воспроизводства населения может ухудшиться (отток молодежи из страны).
5. Крайне низкая наукоемкость ВВП сохранится.
6.Будет продолжаться низкая отдача от вложенных инвестиционных средств.
7. Не полностью будет задействовано выгодное географическое расположение страны.
8. Замедлится, за счет технологических инноваций, экономический рост.
9. Страна не сможет войти в число 20-ти стран с наиболее благоприятными условиями для ведения бизнеса.
10. Доля Беларуси в мировом экспорте ИТ-услуг не сможет увеличиться.
11.По-прежнему экономика будет «насилована» указами, декретами, кодексами, законами , подзаконными актами и так далее.
12. Сохранится и вырастет зависимость экономики от России (одновекторность) , но ( возможно?) добавиться и Китай.
13. Беспилотные транспортные средства, бытовая техника, электроника, приборы с искусственным интеллектом не смогут превосходить ( по качеству ) аналогичные товары на мировом рынке.
 
                  Все, вышеперечисленные, задачи грандиозны. И, в тоже время, реально выполнимы (при соперничестве). Время побежало…
 
                 Без соперничества не возникает РАВНОГО сотрудничества. Равное сотрудничество с КНР и Россией возможно лишь в тех отраслях , в которых технологии Беларуси опережают китайские и российские технологии: имеет свою научную и технологическую самостоятельность. Иначе придется идти и дальше на уступки на всех этапах работы : сбора и обработки информации , анализа . прогноза ,принятия алгоритма действий, планирования действий, регулирования действий.
             Примеры — связанные кредиты от Китая. И эта продукция не будет НОВОЙ для мирового рынка. Сегодня , принципиально НОВОЙ белорусской продукции , на мировом рынке крайне мало .(ссылка : https://vsor.by/ek-12/)
      Другая ( не новая ) продукция конкурирует своей низкой ценой, благодаря дешевой белорусской рабочей силе и дешевым российским энергоносителям (для Беларуси). При таком подходе (в борьбе за мировое первенство) страна всегда будет на вторых и даже третьих ролях.   
    Стимулирование труда работников высшего руководящего уровня не поможет в конкуренции : профессионально (компетентно, образованно, с умом) не готовы к выполнению выше перечисленных задач . Возможно эти задачи помогут решать новые формы инвестирования: венчурное финансирование, институт коллективных инвесторов
 
 
Однако и на это надежды мало ( по разным причинам). Сегодня доля внутренних затрат на научные исследования и новейшие разработки в ВВП составляет всего 0,6%.-0,9%. Конечно это проблема , но далеко не главная. Главное – это равные правила игры (для всех) , которые либо помогают творить, либо подавляют творчество.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code